Николай Щедров - интервью

Николай Щедров: Хоккеист должен быть разносторонним Человеком

В недавнем прошлом нападающий столичных "Крыльев Советов" Николай Щедров в настоящее время воспитывает юных хоккеистов сетуньской школы. По наставнику "Крыльев Советов" 2000 года рождения видно, что он любит свою работу, старается увлечь детей, показать, что каждый из них может многого добиться на льду.

- Вы давно работаете с этой командой?

- С пяти лет они у меня, с самого набора.

- Бывали у вас случаи, когда инициаторами прихода в хоккейную школу были родители, а не ребенок? Когда ему не дано стать сильным игроком, а они настаивают на своем?

- Нечто похожее было. Не скажу, что не дано ребенку, я не могу делать таких выводов. Но были дети, которые по своим врожденным качествам не подходили под игровые виды спорта. Разговаривали с родителями, объясняли. Кто-то перешел в конькобежный спорт, кто-то в легкую атлетику, и все довольны.

- Но есть ведь родители, которые считают, что тренер не прав и настаивают на хоккее.

- Пожалуйста, каждый может доказать обратное тренеру. И если получается, то это точно не вредит детскому хоккею.

- Сложно, наверное, заниматься с ребенком, который не хочет тренироваться…

- Это моя работа. Я должен все ему показать и рассказать, постараться втянуть в процесс и заинтересовать.

- Коль мы заговорили о работе, это ваш первый тренерский опыт?

- Да, это первая команда, в которой я работаю в качестве наставника. Параллельно с этой командой год я тренировал игроков 1991 года рождения. Пока их тренер восстанавливался после болезни, я тренировал его команду. Хуже команде от этого не стало - двое стали чемпионами мира.

- Вы сами где начинали свой путь игрока?

- Я воспитанник липецкой хоккейной школы. А в шестнадцать лет приехал в Москву и стал выступать за "Крылья Советов".

- На ваш взгляд, какова роль первого тренера, который ставит мальчишку на коньки, прививает ему любовь к спорту, в  становлении хоккеиста?

- Мне повезло, потому что меня тренировал Сергей Иванович Сухарев. Все, кто с ним работал, скажут вам то же самое. В те времена все родители были заняты работой и приходили, как правило, только на матчи, которые проводились в выходные дни. Мы же были предоставлены сами себе, и следил за нами тренер. Он был нам как второй отец. Мальчишки слушались его беспрекословно. Воспринимали все как должное - и похвалу, и наказания. Он для нас был авторитетом. И поэтому могу говорить о том, что первый тренер играет очень важную роль в жизни каждого хоккеиста.

- Сейчас очень много разговоров вокруг переходов игроков и компенсациях за этих хоккеистов. Но в то же время, совсем забывают о человеке, который воспитал этого мальчика и поставил на коньки…

- Решение подобных вопросов не в моей компетенции. Но я могу высказать свое мнение по этому поводу. К сожалению, дети стали каким-то товаром, который покупают и продают. И мне не совсем ясен весь смысл этого процесса. Нравится ребенку тренироваться здесь - хорошо. Хочет перейти в другую команду - почему нет? Это его желание. И, конечно, для тренера должен быть стимул, какие-то поощрения за его работу и воспитанников, которые впоследствии становятся профессиональными хоккеистами. Но и тут встает вопрос, где брать финансы на эти поощрения? Это сложный вопрос, который надо решать. Но самую сложную работу проводят, конечно, первые тренеры, которые ставят детей на коньки, вовлекают их в процесс.

- Часто ли вы вспоминаете уроки первого тренера, себя в том возрасте, в котором сейчас находятся ваши воспитанники?

- Вспоминаю. Но больше в памяти всплывают сами тренировки, отношение наше к занятием, отношение тренера к нам.

- На ваш взгляд, за последние годы изменился ли хоккей?

- Основа остается неизменной. Но и на месте процесс не стоит. Появляются новые тенденции, новые упражнения и требования. Мы постоянно самообразовываемся. Привносим в тренировочный процесс что-то новое. Без этого нельзя. Должно быть разнообразие в подготовке. Я посещаю различные семинары, много черпаю информации в Интернете. У детишек должны гореть глаза. Это радует. Занятия должны приносить удовольствие.

-Вы уделяете внимание тому, как дети учатся, развиваются в обществе?

- Мой первый тренер контролировал то, как мы учимся, общаемся друг с другом и окружающими. Он старался привить нам все самое хорошее. Всегда объяснял, почему и как лучше говорить и вести себя с людьми. Раньше на страницах "Советского спорта" были публикации о людях, которые подавали надежды, но не смогли пробиться на высокий уровень. Объяснял, что бывает не только хорошо и гладко в жизни. Тогда мы не понимали этого и верили, что все станем хоккеистами. И есть поговорка, с которой я не согласен: "Если школа мешает хоккею - брось школу". Учиться просто необходимо. Образование - важное составляющее в жизни каждого человека. Хоккеист должен быть разносторонне подготовленным человеком, развитым не только физически, но и духовно.

 газета Хоккей Москвы №28