ВЛАДИМИР КУЗНЕЦОВ: ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР - ЭТО ПРИЗВАНИЕ

ВЛАДИМИР КУЗНЕЦОВ: ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР - ЭТО ПРИЗВАНИЕ

Через его тренерские руки прошел ни один десяток поколений известных хоккеистов. Этот тренер с 35-летним стажем сумел подготовить и выпустить в большой спорт   множество выдающихся игроков. 18 марта Владимир Николаевич Кузнецов отметил свое 75-летие, и накануне этого юбилея с ним удалось поговорить нашему корреспонденту.

- Владимир Николаевич, расскажите, пожалуйста, как вы пришли в хоккей и с чего началась ваша спортивная карьера?

- Начну с того, что родился я в деревне Потылиха. Помните, как у Ильфа и Петрова в "Одноэтажной Америке": "Безобразная деревня Потылиха раскинулась на живописных берегах Москвы-реки". Тренироваться я начал на стадионе "Химик", который находился прямо напротив нашего дома. Пришел в хоккей довольно поздно, с 14 лет, но где-то спустя 3 года  уже учил кататься на коньках братьев Рагулиных, ставших в будущем великими хоккеистами.

- Как долго вы играли в "Химике"?

- До семнадцати лет играл там, потом московский и воскресенский "Химик" объединили. Тогда я играл в паре со знаменитым защитником Эдуардом Ивановым. Однако в основной состав "Химика" так и не пробился. После этого я учился в педагогическом институте имени Крупской, на факультете физвоспитания, а по окончании вуза пошел в армию.

- С чего началась ваша тренерская деятельность?

-  Должен сказать, что, вернувшись из армии, я в течение двух сезонов тренировал команду мастеров  футбольного клуба "Динамо" Брянск. После этого возвратился в Москву и стал тренировать команду детского парка Тимирязевского района. Оттуда вышло два чемпиона мира среди молодежных команд - это Игорь и Андрей Морозовы, они были 1961 года рождения, а у меня тренировались с 1968 по 1975 годы. После этого они перешли в "Динамо". А уже с 1975 года я работал в школе "Спартака". Тренировал команды 1964-1966 годов рождения. Среди ребят 1996 года у меня занимался будущий олимпийский чемпиона Виталий Прохоров. После чего я пригласил в команду Игоря Болдина, в будущем также олимпийского чемпиона, и Александра Рачкова из команды "Крылья Советов", а еще Олега Горчилина из Ярославля, и где-то через год они стали играть в юношеской сборной Советского Союза. С ребятами 1974 года рождения мы впервые стали чемпионами России среди команд младших возрастов. А команда 1982 года была у меня одной из самых сильных. Из нее у меня вышло два чемпиона мира - это Александр Фролов и Илья Никулин. Должен сказать, что с командой 1989 год рождения у нас был установлен собственный рекорд : за два круга мы  обыграли ЦСКА с общим счетом 26:0! Было ощущение, что шайба просто сама влетала в ворота соперника. Хотя и так мы всегда над армейцами одерживали победы во всех возрастах. А самым главным нашим противником считалась команда "Динамо".

- Большую часть своей тренерской карьеры вы проработали в хоккейной школе "Спартак". Расскажите, как вы туда попали.

- Да, действительно, в "Спартаке" я работал в течение 34 лет, правда, последние 3 года уже не тренирую, а в первых моих командах были ребята  1964-1966 годы рождения. Дело в том, что перед армией я недолго работал в центральном совете "Спартака". Наверное, мне просто суждено было остаться в этом клубе. Тем более команды "Химик", где я начинал, к тому времени уже не существовало.

- Почему вы решили стать именно тренером?

- Понимаете, вся моя жизнь еще с детства была связано с хоккеем. К тому же  я поступил в институт, учился на тренера, видимо, все так и должно было получиться, ведь другого я себе и не представлял.

- Что, на ваш взгляд, самое сложное в работе тренера?

- Наверное, это работа с родителями. Многие из них думают, что если привели ребенка в спортивную школу, то он в скором времени обязательно должен стать великим спортсменом. Родители моих учеников никогда не ходили к нам на тренировки, конечно, иногда посещали игры, смотрели матчи по телевизору. К тому же, раньше на игры в основном ходили отцы, а сейчас и мамы посещают тренировки и чуть ли не руководят командой. Конечно, всегда все зависит от тренера и от того, как он поставит отношения в команде. А с ребятами любых возрастов мне работать было намного легче, хоть и игроки бывают самые разные.

- А все же, с каким возрастом игроков вам больше всего нравилось работать?

- Должен сказать, что после того, как я потренировал  команду мастеров футбольного клуба, понял, что не хочу работать со взрослыми спортсменами. К сожалению, от многих из них я не ощущал той благодарности, которую мог чувствовать от детей.  К тому же со взрослыми нужно быть жестким, жестоким, даже сверхжестоким. С ними исключена жалость, ведь у взрослых уже совсем другая психология. Видимо, поэтому почти все тренеры взрослых спортсменов деспоты.  А с мальчишками мне очень нравилось работать, они более открытые, простые, непосредственные.  В них нет меркантилизма, для них хоккей - это игра, от которой они хотят получать  удовольствие. К тому же мне всегда легко найти общий язык с родителями, да и они очень уважительно ко мне относились. 

- Как тренер помогает выстраивать отношения в команде?

- Вообще все в команде зависит от тренера, ведь и ребята попадаются разные. К тому же у особо талантливых и выдающихся игроков зачастую очень тяжелый характер, а к ним тоже нужно уметь найти подход.

- Давали ли вы своим подопечным житейские советы?

- Всегда работал по принципу, что хоккеистом ты можешь и не быть, но человеком быть обязан. Очень ценю хорошие  взаимоотношения в команде, которые старался выстраивать с ребятами и их родителями. В работе это очень важно. 

- Вы многому учили своих подопечных, а в свою очередь учат ли они чему-нибудь вас?

- За последние годы работы с детьми я принял для себя принципиальное решение: вообще не ругать их. С юными игроками нужно быть спокойным, к тому же, если ребенка похвалить, то будет еще лучше. Может, конечно, я поздно это понял.

- Как изменилось отношение детей к спорту по сравнению с советскими временами?

- Должен сказать, что многие дети сейчас очень избалованы,  они считают, что у них должна быть самая лучшая экипировка, которая обязательно будет стоить большие  деньги. Они не хотят играть клюшками, которые им выдают здесь, и даже начинающие игроки считают, что им необходимо купить запредельно дорогое обмундирование. У нас ведь такого не было. 

- В чем изменился сам хоккей, если сравнивать игру сегодняшнюю с советской?

- Надо сказать, я знаю хоккей с самых истоков его зарождения и понимаю, как он менялся со временем. В советском хоккее было больше личностей, которые всегда могли сделать красивую игру. К тому же у нас был сильный  характер, за счет которого мы и побеждали. Хотя и нынешние хоккеисты нередко одерживали победы за счет своего характера и воли. Вспомнить хотя бы чемпионат мира 2008 года, когда Илья Ковальчук забросил две решающие шайбы в ворота канадцев.

- Как распад СССР отразился на хоккее в нашей стране?

- Спорт в целом и хоккей в частности очень сильно коснулись реформы 90-х годов. Все вокруг стали решать деньги и это отразилось и на клубе "Спартак". К тому же сейчас тренировки, сборы стали более демократичными, ведь раньше месяцами спортсмены находились на сборах, у них  была строжайшая,  порой даже жестокая дисциплина. Великий Тарасов создал сильнейшую хоккейную школу,  которая должна была побеждать при любых обстоятельствах, но при этом у него были очень жестокие методы тренировок. Могу выделить несколько легендарных игроков, которые до сих пор считаются великими мастерами хоккея: это Владислав Третьяк - вратарь всех времен и народов, нападающий Всеволод Бобров, защитник Николай Сологубов. Конечно, нельзя не сказать про Валерия Харламова, Вячеслава Фетисова, Александра Мальцева. Все они были ярчайшими звездами. Однако сравнивать их все же нельзя, ведь играли они в разное время.

- Расскажите о своих наиболее успешных подопечных?

- Если говорить об Илье Никулине, то он никогда не выделялся особым мастерство, были ребята намного сильнее его, однако сейчас я вижу, что он стал настоящим профессионалом.  А что касается Саши  Фролова, то  мы даже говорили, что он забивает голы подо льдом. Еще тогда он был очень хитрым игроком.

- Что хоккей дал вам в жизни, чему научил вас?

- Я получил очень большой опыт общения с разными людьми. Через меня прошло приблизительно около 1000 человек, где около  100 игроков было одного года рождения. Некоторые ребята занимались совсем недолго, 2-3 месяца, к выпуску обычно оставалось не больше 25 человек. Конечно, приходилось находить общий язык с разными людьми, этому и научил меня опыт работы тренером.

Газета Хоккей Москвы №27